Пляж в Коваламе

Старый Гоа за 1 день. Old Goa: что посмотреть за 1 день?

В этой статье Вы узнаете основные достопримечательности Старого Гоа, которые можно посетить самостоятельно за 1 день.

Если Вы приедете в Гоа, то можно поехать на обзорную экскурсию с посещением Старого Гоа, и все основные достопримечательности. Но если Вы не любите экскурсии, то эта статья для Вас.

Если коротко, то основные достопримечательности Старого Гоа:

  • 1 Базилика Доброго Иисуса
  • 2 Церковь и монастырь Св. Франциска Ассизского
  • 3 Археологический музей и портретная галерея
  • 4 Кафедральный собор Се
  • 5 Церковь монастыря Св. Кайетана
  • 6 Арка вице-королей
  • 7 Часовня Св. Екатерины
  • 8 Церковь Св. Иоанна
  • 9 Церковь и конвент Св. Моники
  • 10 Музей христианского искусства
  • 11 Башня Св. Августина
  • 12 Эмпориум Habitat
  • 13 Церковь Кармелиток
  • 14 Церковь Мадонны горы
  • 15 Церковь Св. Франсишку Ксавьера
  • 16 Церковь чудесного креста
  • 17 Церковь Мадонны ангелов
  • 18 Часовня Св. Антония
  • 19 Церковь Мадонны розария

Как Вы понимаете, просто гулять по многочисленных церквям без гида не очень интересно. В помощь Вам небольшая информация о каждом месте.

Старый Гоа находится в 10 км к востоку от столицы полуо­строва — Панаджи. Раньше его называли «Золотым Гоа». От былого господства колонизаторов-португальцев на Гоа оста­лись кафедральные соборы, церк­ви и монастыри, несколько потре­панные временем, но сохранившие свое величие и удивительную архи­тектуру. И теперь это больше Старый Гоа.

Музеи открыты с 8.30 до 17.30 ежедневно. Вход свободный.

Вот примерный план самостоятельной экскурсии по Старому Гоа:

Отправляться на экскурсию лучше рано утром, днем здесь очень жарко.

Чтобы до­браться до Старого Гоа, наймите такси или рикшу — последнее ме­нее комфортно, но сколько экзоти­ки! Если хорошо поторговаться, а здесь это принято, можно значи­тельно снизить цену на поездку. Еще один вариант — взять в аренду мотоцикл или мотороллер, быва­лые путешественники утверждают, что на Гоа это самый удобный вид транспорта. Можно взять в аренду и автомобиль, в любом случае сто­ит помнить главное — на Гоа лево­стороннее движение. С непривыч­ки ехать по таким дорогам очень трудно и опасно.

10:00 утра

Началом экскурсии считается Ба­зилика Доброго Иисуса. Имен­но возле ее красного фасада обыч­но паркуются таксисты. Туристов- новичков тут же окружает толпа предприимчивых уличных торгов­цев, пытающихся втюхать им цер­ковные свечки. Не советую вам ока­зывать материальную поддержку этому нехитрому бизнесу. Большин­ство храмов в Старом Гоа недейству­ющие (скромные утренние мессы проводятся разве что в базилике До­брого Иисуса), так что деньги на све­чи вы потратите напрасно.

План базилики — классический для католических церквей, с ним контра­стирует богатый, украшенный позо­лотой барочный алтарь, занимаю­щий всю стену. Центральное место в нише между спиралевидными (их еще называют соломоновыми) ко­лоннами занимает изображение основателя ордена иезуитов Св. Иг­натия Лойолы,защищающего Иисуса- дитя. Глаза Игнатия обращены вверх, к солнцу, где начертаны буквы IHS (эмблема иезуитов и аббревиатура имени Иисуса на греческом). В верх­ней части алтаря вы сможете увидеть изображение Св. Троицы.

Справа от алтаря находится мра­морная гробница покровителя Гоа — св. Франсишку Ксавьера, заказанная герцогом тосканским Козимо III в 1688 году. Говорят, что иезуиты от­благодарили герцога своеобразным подарком — преподнесли ему поду­шку, на которой покоилась голова святого. На панелях катафалка изо­бражены сцены странствий Фран­сишку, а сам серебряный гроб за­крыт на три замка, ключи от которо­го хранятся у губернатора Гоа, архи­епископа и администратора базилики. Лишь раз в 10 лет (теперь это событие произойдет 3 декабря 2014 года) они собираются вместе, чтобы открыть катафалк для всеоб­щего обозрения.

Франсишку Ксавьер (1506—1552) был назначен самим Лойолой для пропаганды истинной веры в чу­жеземных краях. На Гоа он пробыл всего четыре года и был шокирован беззаботным образом жизни конки­стадоров, изобличая их в посланиях к Священному синоду: «Многие из них или оставили в Европе остатки своей религиозности и морали, или чрезвычайно испортились в новой обстановке и в легком климате, пере­няв все плохие привычки мусульман­ских соседей». Франсишку настой­чиво слал письма в Рим и Лиссабон, в коих сетовал о необходимости вве­дения инквизиции на Гоа. Его усер­дия не прошли даром. Инквизиция на полуострове была введена, а сам Франсишку отправился на Дальний Восток, в Японию и Китай, где его успехи в деле пропаганды католиче­ской веры были более скромны. По­сле смерти в Китае тело Франсишку Ксавьера подверглось «нехристиан­ским мучениям», его хоронили, сно­ва выкапывали и перевозили на но­вое место захоронения. Но каждый раз верующие поражались прекрасной сохранности его останков. Так родилась легенда о «непортящемся теле» христианского монаха, а после канонизации Франсишку Ксавьера в 1622 году части его тела разобрали на реликвии. То, что осталось от Гоэнчо Сахиба (как его называют гоанские католики), иезуиты положили в роскошный катафалк. Когда маркиз Помбаль в XVIII веке изгнал иезуитов из Португалии и Гоа, на полуостро­ве распространились слухи, что свя­тые отцы бежали с телом любимого Франсишку. Чтобы пресечь криво­толки, власти решили периодически выставлять мощи святого напоказ.

По лестнице наверх от гробницы вы сможете попасть в церковный му­зей. Здесь между деревянными ста­туями гоанских святых висят сюрре­алистические картины местного ху­дожника Дома Мартина. Рядом — двухэтажная пристройка с открытым внутренним двориком, которая когда-то использовалась иезуитски­ми монахами.

Базилика является государствен­ным музеем, однако власти разре­шают проводить здесь воскресные утренние мессы. Народу обычно со­бирается совсем немного. Не слу­чайно писатель Грэхэм Грин, который в 1950-е пришел сюда на ро­ждественское богослужение, иро­нично изрек, что у него возникло чувство, как будто он посещает «од­ну из последних церемоний христи­анства».

Он сравнивает мощи святого с только что зарезанным поросен­ком. В другом месте он же называ­ет их сносно сделанной восковой статуей, которая нужна, чтобы на­дувать простаков, и абсолютно не верит утверждениям иезуитов, что ампутированная рука, которую послали в Рим ко времени причис­ления Франсишку к сонму святых, якобы взяла перо, окунула его в чернила и вывела «Ксавьер» на глазах у Священного синода кар­диналов».

10.30

Вдоволь побродив по базилике и за­печатлев ее лучшие, сохранившие­ся с былых времен виды, переходите на другую сторону улицы. Здесь на­ходится большой комплекс достопримечательностей. Слева — церковь и монастырь  Св. Франци­ска Ассизского. В 1521 году франци­сканцы построили на этом месте ма­ленькую часовню Святого Духа. Поз­же ее разрушили, а на фундаменте воздвигли огромную церковь. Двери бывшей часовенки с оригинальным орнаментом, однако, сохранили. Они ярко контрастируют с простым дизай­ном фасада неороманского стиля, но при этом находятся в гармонии с ин­терьером храма, богато украшенным резными деревянными панелями и позолотой. По бокам от высокого ба­рочного алтаря висят картины, пове­ствующие о жизни Франциска Ассиз­ского.

Посетитель будет восхищен простор­ным дизайном, великолепной плани­ровкой и адаптацией архитектуры к стране и климату. На этом его похва­лы закончатся. За исключением от­дельных выдающихся образцов резь­бы по дереву второстепенный декор из картин и статуй не сравним с убранством убогой провинциальной церквушки в Италии. Так как о раз­ноцветном мраморе здесь и не слыха­ли, части стен разрисовывают точно в стиле маленьких кабаре в южной Франции. Фрески — самой гротеск­ной формы. Понтию Пилату на голо­ву нахлобучили увесистый турецкий тюрбан. Другие святые и грешники появляются в костюмах, одинаково курьезных с исторической и художе­ственной точек зрения. Некоторые группы,например,иезуиты-мученики на стенах церкви Св. Франциска аб­солютно никуда не годятся. Сварен­ные в кипятке, поджаренные на углях, эти миссионеры выглядят ско­рее как статуи, а не как живые люди».

10.45

За церковью Св. Франциска Ассиз­ского расположен Археологи­ческий музей, где в числе прочих экспонатов — каменных табличек с надписями на марати и фарси, мо­нет — вы сможете увидеть 60 пор­третов португальских вице-королей и губернаторов Гоа, модель кора­бля «Сан Габриэль», на котором Ва­ско да Гама приплыл в Индию, и ста­туи Альбукерке и Св. Екатерины. По­следнюю сняли с городской арки вице-королей (а вот Васко да Гама до сих пор украшает главный въезд на полуостров, но об этом — позднее.

Археологи­ческий музей открыт с 9.00 до12.30 и с15.00 до18.30 ежедневно, кроме пятницы. Вход стоит 5 рупий.

История Гоа нагляднее все­го показана в портретах португальских вице-королей, ви­сящих в коридорах покинуто­го монастыря Св. Франциска. Первые вице-короли были насто­ящими гигантами. Вояки в свер­кающих кольчугах, как Педру до Алем Кастро, не мужчина, а бык с огромными торчащими бакенбар­дами… Доспехи едва не лопают­ся, сдерживая его массивное те­ло. Сотоварищи Педру — все как один крупные мужчины с глаза­ми беспощадных судей и густы­ми, как птичьи гнезда, борода­ми. Однако в конце XVIII века все изменилось. Фернанду Мартинс Маскареньяс стал губернатором Гоа спустя несколько десятиле­тий после возвращения Кастро в Португалию, но выглядит он словно из другого тысячелетия. Напудренный денди в шелковых чулках, губы сложены бабочкой, туника наполовину расстегну­та… Он как будто только что… из борделя… Так к концу XVIII сто­летия фанатичные конкистадо­ры превратились в женственных чучел в кружевах и подвязках.

Следующее здание комплекса — зна­менитый кафедральный со­бор Святой Екатерины. Это самая большая цер­ковь в Азии (76 х 55 м по периме­тру), которую строили целых 80 лет, закончив в 1651 году. Фасад собо­ра — классический тосканский, с 33- метровой колокольней (правая баш­ня, увы, обрушилась в 1776 году). Но гораздо интереснее интерьер в коринфском стиле, который поража­ет воображение могуществом своего убранства. Здесь установлено б алта­рей, а в 8 боковых нишах вы увиди­те богато украшенные часовни. Глав­ный четырехъярусный алтарь и кар­тины вокруг него посвящены покро­вительнице Гоа — св. Екатерине из Александрии.

Открыто: 8.30 -17.30, ежедневно. Вход свободный.

Святая великомученица Екатери­на из египетской Александрии, разумеется, не слыхала про Гоа при жизни. В день, когда христиане по­минают ее подвиг, 25 ноября 1510 года, 1700 солдат на 20 каравеллах и галеонах под руководством Афонсу де Альбукерке взяли штурмом Гоа во второй и окончательный раз. Вот что сообщал об этом Афонсу коро­лю Мануэлу: «Когда мы взяли Гоа с божьей помощью, в крепости изба­вились от 300 турок. Кто не был убит в сражении, утонул в реке, пытаясь убежать вплавь со своими пожитка­ми. Позже я поджег город…»

В период «Золотого Гоа» собор  находился на центральной площади города. Сейчас здесь растут цветы и зеленеет трава, а в XVII веке шумел огромный рынок. Называлась пло­щадь Пелоуриньо, поскольку здесь находилась базальтовая колонна (pelouri). Эта колонна выполняла весьма нерадостную функцию, в нее были вбиты крюки, на которые под­вешивались на веревках осужден­ные.

Здесь же проходили публичные казни и аутодафе. С левой стороны от собора располагалось здание Сената, а справа — Дворец инквизиции, они до наших дней не сохранились. Сей­час в центре площади стоит статуя от­ца индийской нации Махатмы Ганди.

Отчаянные призывы Франсишку Ксавьера ввести инквизи­цию на Гоа не остались без отве­та, и уже в 1560 году на полуостров стали прибывать рьяные последо­ватели Игнатия Лойолы. Перво­начально обязанностью священ­ников трибунала была слежка за нравами европейцев, особенно морисков, силой обращенных в като­личество португальских евреев. Особенно плачев­на была судьба богатых морисков, чью движимую и недвижимую собственность иезуиты делили по­полам с властями. После избавле­ния от морисков внимание иезу­итов переключилось на индусов. Были приняты законы, запрещав­шие хранение идолов и соверше­ние обрядов. Брахманы подлежали высылке или каторжным работам. Старый дворец Адиль-шахов иезуиты сделали своей штаб- квартирой -Домом инквизиции. Святые отцы сидели за деревян­ным столом (который сейчас экс­понируется в государственном музее в Панаджи) и допрашивали еретиков. Статуя распятого Иису­са с открытыми глазами (ее сейчас перенесли в часовню Св. Себастьяна) безмятежно наблюдала за происходящим процессом. Еретиков пытали, истязали перед ни­ми их детей, постепенно отрубая им части тела, начиная с пальцев.

Глаза родителей при этом насильно оставляли открытыми. Тех, кто не мог пройти тест на прочность веры, распинали на крестах и сжи­гали (так называемое аутодафе). Но иезуиты были не только безжалостными мучителями. На награбленные средства они открыли сеть церковных школ и семина­рий, впервые привезли в Азию пе­чатный станок. Образование, увы, | и стало первой жертвой после запрета ордена маркизом Помбалем в 1774 году, а второй — храмы Старого Гоа, которые принадлежали иезуитам. Они пришли в полный упадок, из-за чего путешественники XIX века, в их числе и англича­нин Ричард Бертон, называли Ста­рый Гоа «городом мертвых».

11.15

Закончив осмотр собора Святой Екатерины, спускай­тесь на улицу Rua Direita, вдоль кото­рой снуют навязчивые торговцы от­крытками и прочей сувенирной ми­шурой. Поверните налево и идите до церкви монастыря Св. Кайетана. Ее построили в 1661 году мона­хи итальянского Сиенского ордена, которые обычно посвящали свои ро­скошные храмы Богоматери. Дизайн и интерьер этой красивой церкви на­поминает собор Св. Петра в Риме, это сходство подчеркнуто криптой под ку­полом с цитатой из Евангелия от Мат­фея. Обратите внимание на деревян­ный алтарь, украшенный исключи­тельной красоты резьбой. На холстах, нарезанных из старых парусов, изображены сцены жизни св. Кайетана. По середине церкви находится платформа, которая скрывает колодец. Много лет историки пытаются разга­дать тайну его происхождения.

Открыто: 8.30-17.30, ежедневно. Вход свободный.

11.30

После монастыря Св. Кайетана на­правляемся на набережную реки Мандови. Наш путь проходит через Арку вице-королей, возведен­ную в 1599 году Франсишку да Га­мой, внуком знаменитого морепла­вателя Васко да Гамы. Внук, как и дед, восседал на Гоа вице-королем. Ка­ким он был правителем, сейчас ска­зать сложно, но с художественным вкусом у него явно были пробле­мы. Заказанную им для арки статую грузного деда иначе как гротескной не назовешь. В далеком прошлом в арку вице-короли входили со сторо­ны реки, современные власть имущие приняли мудрое решение обо­гнуть арку южнее и проложить доро­гу между базиликой Доброго Иису­са и собором Св. Екатерины, так что неудачное изображение Васко оказалось спря­танным от взоров большой толпы.

11.35

От пирса на набережной курсиру­ет регулярный паром на остров Дивар. Вы можете устроить себе не­большое речное приключение. Если водная прогулка в вашем маршруте не запланирована, возвращаемся к базилике Доброго Иисуса, по аллее мимо маленькой часовни Св. Екатерины (рядом с церковью Св. Франциска Ассизского). Ее постро­ил сам Афонсу де Альбукерке на ме­сте ворот города Адиль-шаха. Позже она обрушилась, а в 1951 году пор­тугальские реставраторы ее восстано­вили. Заходить внутрь часовни не со­ветую — кроме алтаря там ничего нет.

Идем мимо базилики Доброго Иисуса и автостоянки, затем подни­маемся вверх по улице на Священ­ный холм Гоа. Слева от вас будет по­кинутый конвент Св. Иоанна, а справа, чуть дальше, — женский конвент Св. Моники с церковью, где в часовне хранится знаменитый «плачущий крест». По преданию, в восстановленной в 1636 году после пожара часовне статуя Христа от­крыла глаза, и кровь стала капать из шипов на его венке. Удостовериться в этом вы вряд ли сможете, так как монастырь действующий (он являет­ся частью женского института Матер Деи) и закрыт для посещения.

Зато за ним, в пристройке открыт Музей христианского искус­ства. Здесь на двух этажах хра­нятся расписные рясы, иконы, се­ребряные короны, статуи хри­стианских святых, манускрипты и прочая религиозная атрибутика. Музейный буклет дипломатич­но информирует посетителей, что выставка посвящена «индийско- индуистскому вкладу в христиан­ское искусство». Перефразировав известную поговорку, можно ска­зать: музей, что дышло, — куда по­вернул, туда и вышло.

Открыто: 9.30-17.00, ежедневно. Вход- 20 рупий.

Это все, что осталось от некогда са­мой большой церкви на Гоа. Храм с 12 алтарями был сооружен в 1572 году святыми отцами ордена авгу­стинцев. Он исправно служил при­хожанам, однако в 1842 году его потолок обрушился, а спустя поч­ти столетие, в 1931 году, развалил­ся и четырехэтажный фасад. Чтобы посетители могли представить, ка­кой была эта уникальная церковь, Археологическое общество Индии вывесило на остатках стен фотогра­фии, рисунки и информацию о ней. Здесь часто проводятся археологи­ческие раскопки, а иные авантю­ристы пытаются отыскать древние клады с сокровищами мореплава­телей. Что тут скажешь, возьмите с собой лопату, может, повезет…

12.15

Экскурсия по Старому Гоа зай­мет около двух часов. Нагуляв­шись по древним храмам и музе­ям, возвращаемся в Панаджи. Самое время передохнуть и пообедать. Вы также можете спуститься к воде и покататься на каное.

14.00

Послеобеденную прогулку начнем с осмотра церкви Богоматери непорочного зачатия, блистаю­щей в лучах солнца перед площадью Largo de Igreja (в обед она закрыта). Ее необыкновенная готическая архи­тектура стала визитной карточкой Гоа. Как свидетельствует история, цер­ковь построили в 1541 году специ­ально для европейских моряков. По прибытии на Гоа все они должны были, как сейчас принято говорить, заплатить таможенную пошлину. Благодаря регулярным денежным по­ступлениям Панаджи из маленькой деревушки вырос в крупный разви­той город. Моряки щедро «плати­ли» и богам за то, что они оберегали их во время прохождения кораблей через опасный участок пути у мы­са Доброй Надежды. Пожертвова­ний с лихвой хватало на содержание огромной церкви и даже на полную ее перестройку в 1619 году. Проле­ты лестниц были добавлены толь­ко в 1871 году, когда Панаджи уже был столицей Гоа. Интерьер церкви довольно прост — два позолоченных алтаря в стиле барокко. На том, что слева, — распятый Иисус, правый по­священ Богоматери, рядом с ними стоят мраморные статуи Св. Петра и Св. Павла.

Церковь Богоматери непорочно­го зачатия открыта: 9.00-13.00, 15.30-18.00 ежедневно, вс — 10.30 — 13.00.

14.15

Щелкнув на память церковь Бо­гоматери, направляйтесь вниз по Emidio Garcia Rd в португальский квартал Сан-Томе. Многие дома в Панаджи сохранили отголоски колониально-португальской эпохи. Например, для них характерны традиционные для Южной Европы прямоугольные окна, а покрашены они в светло-желтый, красный, зе­леный или голубой цвет. Когда-то колонизаторы требовали от домо­владельцев красить свои жилища в любой цвет, кроме белого — цвета церкви. Чем ближе к белому был оттенок краски дома, тем выше по социальной иерархии стояла семья, которая в нем обитала. Поэто­му в элитных кварталах большин­ство домов выкрашено в нежные пастельные оттенки. Таков и коло­ритный Сан-Томе. Дойдя до пере­крестка, где обычно стоят продав­цы фруктов, поверните налево, на узкую улочку 31 Janeiro Rd, веду­щую в глубь квартала. На этой ули­це в старых португальских домах находятся самые дешевые гостини­цы города. Минут через 5 пешего хода с правой стороны вы увидите кафе Venite. Оно распо­ложено на втором этаже старинно­го особняка и украшено миниатюр­ными балконами и оригинальным декором из ракушек. Начать экс­курсию по Панаджи можно и отсю­да, если обедать вы решите в этом кафе.

14.30

Посмотрев или отобедав в кафе, вернитесь к перекрестку 31 Janeiro Rd и Emidio Garcia Rd и поверни­те налево. Через несколько метров вы выйдете к каналу Ourem Creek и перекинутому через него пеше­ходному мостику. С мостика удоб­но делать фотографии домов квар­тала.

14.45

Теперь нужно опять вернуться к пе­рекрестку и повернуть на юг, в квар­тал Фонтеньяс Дома здесь вы­глядят еще более живописно, чем в Сан-Томе. Пройдите по улице до ближайшего перекрестка, и вы уви­дите справа на параллельной ули­це часовню Св. Себастьяна, построенную в 1818 году. Сюда из Дворца инквизиции перевезли крест с Христом, у которого необычайно широко открыты глаза. Видимо, де­яния святой инквизиции шокирова­ли даже его. Крест хранится в пра­вом крыле часовни.

Часовня Св. Себастьяна открыта только рано утром во время мессы.

Адрес: Panaji, St Sebastian Rd.

15.00

Вернитесь на 31 Janeiro Rd и про­должите путь на юг. Всего через па­ру домов слева вы увидите темно­-красное здание отеля Q Panjim Inn, а на развязке дорог его близ­неца — Panjim People’s. Эти отели (а также Panjim Pousada — напра­во по улице) являются частью груп­пы отелей Panjim. Их владельцы — семья Сухиджа. По­степенно они выкупают близлежа­щие дома, ремонтируют их, напол­няют комнаты антиквариатом и от­крывают херитадж-отели. Если за­глянете в один из таких отелей, то увидите, что комнаты его украша­ет отделка из традиционной пор­тугальской плитки с синим орна­ментом. Это плитка азулехос. Ее до сих пор производят в местных ма­стерских, а главный центр продаж азулехос находится тут же, слева по улице, в Q Velha Goa Galeria. Кроме плиток любители сувениров смогут присмотреть в галерее много интересного.

15.30

Подкрепившись кофе и круассанами, возвращаемся к церкви Богомате­ри непорочного зачатия.

15.45

Далее на нашем пути встретит­ся прекрасный муниципаль­ный парк. Под зеленью его роскошных деревьев любят отдыхать гоанские школьники. Парк окру­жает множество магазинов, в их числе несколько хороших и недо­рогих оптик (могут понадобиться, если вы ненароком разобьете свои очки). Обойдите площадь и на­правьтесь по Jose Falcao Rd к набережной, на север от парка. Будьте осторожны, переходя оживленную MG Rd, автомобили по ней несут­ся с бешеной скоростью. К сожа­лению, пока власти города не при­думали безопасный способ пере­хода автодорог в Панаджи, поэто­му вам придется подождать, пока машин станет меньше (единствен­ное, что сдерживает их поток, — светофор на перекрестке около ав­товокзала).

Поверните направо по MG Rd, и через несколько метров вы увиди­те большой дом — Секретариат, старейшее здание на Гоа. Перво­начально это был дворец, который в конце XV века построил мусульман­ский правитель Гоа Адильшах для летнего отдыха, поэтому португаль­цы назвали резиденцию Идалькао. С 1759 года, после переноса столи­цы из Старого Гоа в Панаджи, в отре­монтированный дворец переехали португальские вице-короли. С 1961 года в здании размещался парла­мент штата, но, поскольку бюро­кратия имеет свойство разрастаться до неимоверных размеров, чинов­никам в Секретариате стало тесно, и недавно их переселили в новый комплекс на противоположном бе­регу Мандови. Секретариат же стоит «сироткой», и пока не ясно, кому он будет принадлежать в дальнейшем.

16.00

На треугольной лужайке перед Се­кретариатом с западной стороны, от­куда вы как раз будете его рассматри­вать, на невысоком постаменте стоит статуя одного из самых удиви­тельных гоанцев — аббата Фариа. Композиция изображает сеанс гип­ноза, которым Фариа владел в совер­шенстве и умело использовал его в своих, не всегда благородных, целях.

Александр Дюма обессмертил аббата Фариа в книге о гра­фе Монте-Кристо. В замке Иф Фариа учит Эдмонда Дантеса, как ото­мстить за себя врагам. Европейские энциклопедии представляют абба­та как португальского монаха, тогда как он был чистопородным гоанцем, родившимся в религиозной семье в Кандолиме, ныне популярном ку­рорте, в 1756 году.

Рано лишившись родителей, Жозе Кастодио де Фа­риа с успехом закончил семинарию в Риме. Блестящая карьера клири­ка закончилась в 1787 году, когда он оказался замешанным в восста­нии гоанских священников, проте­стовавших против расовой дискриминации.Фариа бежал в Париж, где успел поучаствовать в сверже­нии монархии Бурбонов, вынаши­вал планы помощи Гоа и познако­мился с Францем Месмером, ав­стрийским доктором, который раз­работал методику лечения больных магнитами.

Многие пациенты во время лечения впадали в гипноти­ческий транс, что Месмер объяс­нял действием магнитов, но Фариа был не согласен — ему удавалось загипнотизировать клиентов при помощи простого внушения. Воз­можно, этому способствовала его загадочная, восточная внешность. Карьера гипнотизера закончилась внезапно. Аббат Фариа, уверовав­ший в свои невероятные способ­ности, заявил, что загипнотизиру­ет канарейку и прикажет ей уме­реть. Результат был диаметрально противоположным — аббат вошел в транс сам, и казалось, что это ка­нарейка желала его смерти. Фариа пережил публичный позор.

Скон­чался в 1819 году. После смерти его имя предали забвению, как шарла­тана, и если бы не памятник работы Констанцио Фернандеса в центре Панджима, то забыли бы и на Гоа. Диалог Дюма, отца и сына: «Отец: …потрясающая личность… Сын: … шарлатан, самозванец и лгунишка… Отец: Жюли Кларети называла его «честным парнем, простым в доску». Сын: …а священники прокляли его за «антихристианские, дьявольские и аморальные практики». Отец: Мы что, говорим об одном человеке? Сын: Судя по всему, да. Отец: Тог­да это доказывает… что аббат Фа­риа был неординарным человеком». Из пьесы «Аббат Фариа» Асифа Карримббоя.

16.15

Теперь двинемся на запад вдоль на­бережной Avenida Dom Joao Castro, которую переименовали в честь пер­вого премьер-министра независимо­го Гоа Даянанда Бандодкара (Dayanand Bandodkar). Вдоль пирсов пришвартованы речные суда-казино и прогулочные яхты, которые ожидают клиентов для вечерних рейсов. Дальше вы увидите ресторан Quarterdeck, принадлежащий Hotel Mandovi. В ресторане неплохо -ставят (здесь так приятно посидеть, наслаждаясь легким бризом и жи­вописным речным пейзажем), а вот внутреннее убранство комнат оте­ля оставляет желать лучшего. В отель все равно стоит заглянуть ради книжной лавки Bookfair. Если к по­купке книг вы не расположены и не на­столько голодны, чтобы засиживаться в ресторане, отправимся дальше.

В сотне метров  к западу , тут же на на­бережной, есть еще одна достопримечательность. Это известный с колониальных времен Институт Менезес-Браганса, где расположена Центральная библиотека Гоа. В лобби института вы можете полюбо­ваться на керамические плитки азулехос, на которых изображены сце­ны из знаменитой поэмы Луижа Вас Камоэса Lusiades. Напротив входа в институт находится небольшой го­сударственный эмпориум О Goan Handicrafts, где можно разжить­ся сувенирами.

Goan Handicrafts,

Адрес: Panjim, Malacca Rd

17.30

Экскурсия по послеобеденному Панаджи займет минимум два с по­ловиной часа (больше, если вы за­стрянете в каком-нибудь магазине). Так что у вас еще будет время погу­лять по пляжу и поужинать в своем отеле.

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *