Содержание
В этой статье Вы узнаете основные достопримечательности Старого Гоа, которые можно посетить самостоятельно за 1 день.
Если Вы приедете в Гоа, то можно поехать на обзорную экскурсию с посещением Старого Гоа, и все основные достопримечательности. Но если Вы не любите экскурсии, то эта статья для Вас.
Если коротко, то основные достопримечательности Старого Гоа:
- 1 Базилика Доброго Иисуса
- 2 Церковь и монастырь Св. Франциска Ассизского
- 3 Археологический музей и портретная галерея
- 4 Кафедральный собор Се
- 5 Церковь монастыря Св. Кайетана
- 6 Арка вице-королей
- 7 Часовня Св. Екатерины
- 8 Церковь Св. Иоанна
- 9 Церковь и конвент Св. Моники
- 10 Музей христианского искусства
- 11 Башня Св. Августина
- 12 Эмпориум Habitat
- 13 Церковь Кармелиток
- 14 Церковь Мадонны горы
- 15 Церковь Св. Франсишку Ксавьера
- 16 Церковь чудесного креста
- 17 Церковь Мадонны ангелов
- 18 Часовня Св. Антония
- 19 Церковь Мадонны розария
Как Вы понимаете, просто гулять по многочисленных церквям без гида не очень интересно. В помощь Вам небольшая информация о каждом месте.
Старый Гоа находится в 10 км к востоку от столицы полуострова — Панаджи. Раньше его называли «Золотым Гоа». От былого господства колонизаторов-португальцев на Гоа остались кафедральные соборы, церкви и монастыри, несколько потрепанные временем, но сохранившие свое величие и удивительную архитектуру. И теперь это больше Старый Гоа.
Музеи открыты с 8.30 до 17.30 ежедневно. Вход свободный.
Вот примерный план самостоятельной экскурсии по Старому Гоа:
Отправляться на экскурсию лучше рано утром, днем здесь очень жарко.
Чтобы добраться до Старого Гоа, наймите такси или рикшу — последнее менее комфортно, но сколько экзотики! Если хорошо поторговаться, а здесь это принято, можно значительно снизить цену на поездку. Еще один вариант — взять в аренду мотоцикл или мотороллер, бывалые путешественники утверждают, что на Гоа это самый удобный вид транспорта. Можно взять в аренду и автомобиль, в любом случае стоит помнить главное — на Гоа левостороннее движение. С непривычки ехать по таким дорогам очень трудно и опасно.
10:00 утра
Началом экскурсии считается Базилика Доброго Иисуса. Именно возле ее красного фасада обычно паркуются таксисты. Туристов- новичков тут же окружает толпа предприимчивых уличных торговцев, пытающихся втюхать им церковные свечки. Не советую вам оказывать материальную поддержку этому нехитрому бизнесу. Большинство храмов в Старом Гоа недействующие (скромные утренние мессы проводятся разве что в базилике Доброго Иисуса), так что деньги на свечи вы потратите напрасно.
План базилики — классический для католических церквей, с ним контрастирует богатый, украшенный позолотой барочный алтарь, занимающий всю стену. Центральное место в нише между спиралевидными (их еще называют соломоновыми) колоннами занимает изображение основателя ордена иезуитов Св. Игнатия Лойолы,защищающего Иисуса- дитя. Глаза Игнатия обращены вверх, к солнцу, где начертаны буквы IHS (эмблема иезуитов и аббревиатура имени Иисуса на греческом). В верхней части алтаря вы сможете увидеть изображение Св. Троицы.
Справа от алтаря находится мраморная гробница покровителя Гоа — св. Франсишку Ксавьера, заказанная герцогом тосканским Козимо III в 1688 году. Говорят, что иезуиты отблагодарили герцога своеобразным подарком — преподнесли ему подушку, на которой покоилась голова святого. На панелях катафалка изображены сцены странствий Франсишку, а сам серебряный гроб закрыт на три замка, ключи от которого хранятся у губернатора Гоа, архиепископа и администратора базилики. Лишь раз в 10 лет (теперь это событие произойдет 3 декабря 2014 года) они собираются вместе, чтобы открыть катафалк для всеобщего обозрения.
Франсишку Ксавьер (1506—1552) был назначен самим Лойолой для пропаганды истинной веры в чужеземных краях. На Гоа он пробыл всего четыре года и был шокирован беззаботным образом жизни конкистадоров, изобличая их в посланиях к Священному синоду: «Многие из них или оставили в Европе остатки своей религиозности и морали, или чрезвычайно испортились в новой обстановке и в легком климате, переняв все плохие привычки мусульманских соседей». Франсишку настойчиво слал письма в Рим и Лиссабон, в коих сетовал о необходимости введения инквизиции на Гоа. Его усердия не прошли даром. Инквизиция на полуострове была введена, а сам Франсишку отправился на Дальний Восток, в Японию и Китай, где его успехи в деле пропаганды католической веры были более скромны. После смерти в Китае тело Франсишку Ксавьера подверглось «нехристианским мучениям», его хоронили, снова выкапывали и перевозили на новое место захоронения. Но каждый раз верующие поражались прекрасной сохранности его останков. Так родилась легенда о «непортящемся теле» христианского монаха, а после канонизации Франсишку Ксавьера в 1622 году части его тела разобрали на реликвии. То, что осталось от Гоэнчо Сахиба (как его называют гоанские католики), иезуиты положили в роскошный катафалк. Когда маркиз Помбаль в XVIII веке изгнал иезуитов из Португалии и Гоа, на полуострове распространились слухи, что святые отцы бежали с телом любимого Франсишку. Чтобы пресечь кривотолки, власти решили периодически выставлять мощи святого напоказ.
По лестнице наверх от гробницы вы сможете попасть в церковный музей. Здесь между деревянными статуями гоанских святых висят сюрреалистические картины местного художника Дома Мартина. Рядом — двухэтажная пристройка с открытым внутренним двориком, которая когда-то использовалась иезуитскими монахами.
Базилика является государственным музеем, однако власти разрешают проводить здесь воскресные утренние мессы. Народу обычно собирается совсем немного. Не случайно писатель Грэхэм Грин, который в 1950-е пришел сюда на рождественское богослужение, иронично изрек, что у него возникло чувство, как будто он посещает «одну из последних церемоний христианства».
Он сравнивает мощи святого с только что зарезанным поросенком. В другом месте он же называет их сносно сделанной восковой статуей, которая нужна, чтобы надувать простаков, и абсолютно не верит утверждениям иезуитов, что ампутированная рука, которую послали в Рим ко времени причисления Франсишку к сонму святых, якобы взяла перо, окунула его в чернила и вывела «Ксавьер» на глазах у Священного синода кардиналов».
10.30
Вдоволь побродив по базилике и запечатлев ее лучшие, сохранившиеся с былых времен виды, переходите на другую сторону улицы. Здесь находится большой комплекс достопримечательностей. Слева — церковь и монастырь Св. Франциска Ассизского. В 1521 году францисканцы построили на этом месте маленькую часовню Святого Духа. Позже ее разрушили, а на фундаменте воздвигли огромную церковь. Двери бывшей часовенки с оригинальным орнаментом, однако, сохранили. Они ярко контрастируют с простым дизайном фасада неороманского стиля, но при этом находятся в гармонии с интерьером храма, богато украшенным резными деревянными панелями и позолотой. По бокам от высокого барочного алтаря висят картины, повествующие о жизни Франциска Ассизского.
Посетитель будет восхищен просторным дизайном, великолепной планировкой и адаптацией архитектуры к стране и климату. На этом его похвалы закончатся. За исключением отдельных выдающихся образцов резьбы по дереву второстепенный декор из картин и статуй не сравним с убранством убогой провинциальной церквушки в Италии. Так как о разноцветном мраморе здесь и не слыхали, части стен разрисовывают точно в стиле маленьких кабаре в южной Франции. Фрески — самой гротескной формы. Понтию Пилату на голову нахлобучили увесистый турецкий тюрбан. Другие святые и грешники появляются в костюмах, одинаково курьезных с исторической и художественной точек зрения. Некоторые группы,например,иезуиты-мученики на стенах церкви Св. Франциска абсолютно никуда не годятся. Сваренные в кипятке, поджаренные на углях, эти миссионеры выглядят скорее как статуи, а не как живые люди».
10.45
За церковью Св. Франциска Ассизского расположен Археологический музей, где в числе прочих экспонатов — каменных табличек с надписями на марати и фарси, монет — вы сможете увидеть 60 портретов португальских вице-королей и губернаторов Гоа, модель корабля «Сан Габриэль», на котором Васко да Гама приплыл в Индию, и статуи Альбукерке и Св. Екатерины. Последнюю сняли с городской арки вице-королей (а вот Васко да Гама до сих пор украшает главный въезд на полуостров, но об этом — позднее.
Археологический музей открыт с 9.00 до12.30 и с15.00 до18.30 ежедневно, кроме пятницы. Вход стоит 5 рупий.
История Гоа нагляднее всего показана в портретах португальских вице-королей, висящих в коридорах покинутого монастыря Св. Франциска. Первые вице-короли были настоящими гигантами. Вояки в сверкающих кольчугах, как Педру до Алем Кастро, не мужчина, а бык с огромными торчащими бакенбардами… Доспехи едва не лопаются, сдерживая его массивное тело. Сотоварищи Педру — все как один крупные мужчины с глазами беспощадных судей и густыми, как птичьи гнезда, бородами. Однако в конце XVIII века все изменилось. Фернанду Мартинс Маскареньяс стал губернатором Гоа спустя несколько десятилетий после возвращения Кастро в Португалию, но выглядит он словно из другого тысячелетия. Напудренный денди в шелковых чулках, губы сложены бабочкой, туника наполовину расстегнута… Он как будто только что… из борделя… Так к концу XVIII столетия фанатичные конкистадоры превратились в женственных чучел в кружевах и подвязках.
Следующее здание комплекса — знаменитый кафедральный собор Святой Екатерины. Это самая большая церковь в Азии (76 х 55 м по периметру), которую строили целых 80 лет, закончив в 1651 году. Фасад собора — классический тосканский, с 33- метровой колокольней (правая башня, увы, обрушилась в 1776 году). Но гораздо интереснее интерьер в коринфском стиле, который поражает воображение могуществом своего убранства. Здесь установлено б алтарей, а в 8 боковых нишах вы увидите богато украшенные часовни. Главный четырехъярусный алтарь и картины вокруг него посвящены покровительнице Гоа — св. Екатерине из Александрии.
Открыто: 8.30 -17.30, ежедневно. Вход свободный.
Святая великомученица Екатерина из египетской Александрии, разумеется, не слыхала про Гоа при жизни. В день, когда христиане поминают ее подвиг, 25 ноября 1510 года, 1700 солдат на 20 каравеллах и галеонах под руководством Афонсу де Альбукерке взяли штурмом Гоа во второй и окончательный раз. Вот что сообщал об этом Афонсу королю Мануэлу: «Когда мы взяли Гоа с божьей помощью, в крепости избавились от 300 турок. Кто не был убит в сражении, утонул в реке, пытаясь убежать вплавь со своими пожитками. Позже я поджег город…»
В период «Золотого Гоа» собор находился на центральной площади города. Сейчас здесь растут цветы и зеленеет трава, а в XVII веке шумел огромный рынок. Называлась площадь Пелоуриньо, поскольку здесь находилась базальтовая колонна (pelouri). Эта колонна выполняла весьма нерадостную функцию, в нее были вбиты крюки, на которые подвешивались на веревках осужденные.
Здесь же проходили публичные казни и аутодафе. С левой стороны от собора располагалось здание Сената, а справа — Дворец инквизиции, они до наших дней не сохранились. Сейчас в центре площади стоит статуя отца индийской нации Махатмы Ганди.
Отчаянные призывы Франсишку Ксавьера ввести инквизицию на Гоа не остались без ответа, и уже в 1560 году на полуостров стали прибывать рьяные последователи Игнатия Лойолы. Первоначально обязанностью священников трибунала была слежка за нравами европейцев, особенно морисков, силой обращенных в католичество португальских евреев. Особенно плачевна была судьба богатых морисков, чью движимую и недвижимую собственность иезуиты делили пополам с властями. После избавления от морисков внимание иезуитов переключилось на индусов. Были приняты законы, запрещавшие хранение идолов и совершение обрядов. Брахманы подлежали высылке или каторжным работам. Старый дворец Адиль-шахов иезуиты сделали своей штаб- квартирой -Домом инквизиции. Святые отцы сидели за деревянным столом (который сейчас экспонируется в государственном музее в Панаджи) и допрашивали еретиков. Статуя распятого Иисуса с открытыми глазами (ее сейчас перенесли в часовню Св. Себастьяна) безмятежно наблюдала за происходящим процессом. Еретиков пытали, истязали перед ними их детей, постепенно отрубая им части тела, начиная с пальцев.
Глаза родителей при этом насильно оставляли открытыми. Тех, кто не мог пройти тест на прочность веры, распинали на крестах и сжигали (так называемое аутодафе). Но иезуиты были не только безжалостными мучителями. На награбленные средства они открыли сеть церковных школ и семинарий, впервые привезли в Азию печатный станок. Образование, увы, | и стало первой жертвой после запрета ордена маркизом Помбалем в 1774 году, а второй — храмы Старого Гоа, которые принадлежали иезуитам. Они пришли в полный упадок, из-за чего путешественники XIX века, в их числе и англичанин Ричард Бертон, называли Старый Гоа «городом мертвых».
11.15
Закончив осмотр собора Святой Екатерины, спускайтесь на улицу Rua Direita, вдоль которой снуют навязчивые торговцы открытками и прочей сувенирной мишурой. Поверните налево и идите до церкви монастыря Св. Кайетана. Ее построили в 1661 году монахи итальянского Сиенского ордена, которые обычно посвящали свои роскошные храмы Богоматери. Дизайн и интерьер этой красивой церкви напоминает собор Св. Петра в Риме, это сходство подчеркнуто криптой под куполом с цитатой из Евангелия от Матфея. Обратите внимание на деревянный алтарь, украшенный исключительной красоты резьбой. На холстах, нарезанных из старых парусов, изображены сцены жизни св. Кайетана. По середине церкви находится платформа, которая скрывает колодец. Много лет историки пытаются разгадать тайну его происхождения.
Открыто: 8.30-17.30, ежедневно. Вход свободный.
11.30
После монастыря Св. Кайетана направляемся на набережную реки Мандови. Наш путь проходит через Арку вице-королей, возведенную в 1599 году Франсишку да Гамой, внуком знаменитого мореплавателя Васко да Гамы. Внук, как и дед, восседал на Гоа вице-королем. Каким он был правителем, сейчас сказать сложно, но с художественным вкусом у него явно были проблемы. Заказанную им для арки статую грузного деда иначе как гротескной не назовешь. В далеком прошлом в арку вице-короли входили со стороны реки, современные власть имущие приняли мудрое решение обогнуть арку южнее и проложить дорогу между базиликой Доброго Иисуса и собором Св. Екатерины, так что неудачное изображение Васко оказалось спрятанным от взоров большой толпы.
11.35
От пирса на набережной курсирует регулярный паром на остров Дивар. Вы можете устроить себе небольшое речное приключение. Если водная прогулка в вашем маршруте не запланирована, возвращаемся к базилике Доброго Иисуса, по аллее мимо маленькой часовни Св. Екатерины (рядом с церковью Св. Франциска Ассизского). Ее построил сам Афонсу де Альбукерке на месте ворот города Адиль-шаха. Позже она обрушилась, а в 1951 году португальские реставраторы ее восстановили. Заходить внутрь часовни не советую — кроме алтаря там ничего нет.
Идем мимо базилики Доброго Иисуса и автостоянки, затем поднимаемся вверх по улице на Священный холм Гоа. Слева от вас будет покинутый конвент Св. Иоанна, а справа, чуть дальше, — женский конвент Св. Моники с церковью, где в часовне хранится знаменитый «плачущий крест». По преданию, в восстановленной в 1636 году после пожара часовне статуя Христа открыла глаза, и кровь стала капать из шипов на его венке. Удостовериться в этом вы вряд ли сможете, так как монастырь действующий (он является частью женского института Матер Деи) и закрыт для посещения.
Зато за ним, в пристройке открыт Музей христианского искусства. Здесь на двух этажах хранятся расписные рясы, иконы, серебряные короны, статуи христианских святых, манускрипты и прочая религиозная атрибутика. Музейный буклет дипломатично информирует посетителей, что выставка посвящена «индийско- индуистскому вкладу в христианское искусство». Перефразировав известную поговорку, можно сказать: музей, что дышло, — куда повернул, туда и вышло.
Открыто: 9.30-17.00, ежедневно. Вход- 20 рупий.
Это все, что осталось от некогда самой большой церкви на Гоа. Храм с 12 алтарями был сооружен в 1572 году святыми отцами ордена августинцев. Он исправно служил прихожанам, однако в 1842 году его потолок обрушился, а спустя почти столетие, в 1931 году, развалился и четырехэтажный фасад. Чтобы посетители могли представить, какой была эта уникальная церковь, Археологическое общество Индии вывесило на остатках стен фотографии, рисунки и информацию о ней. Здесь часто проводятся археологические раскопки, а иные авантюристы пытаются отыскать древние клады с сокровищами мореплавателей. Что тут скажешь, возьмите с собой лопату, может, повезет…
12.15
Экскурсия по Старому Гоа займет около двух часов. Нагулявшись по древним храмам и музеям, возвращаемся в Панаджи. Самое время передохнуть и пообедать. Вы также можете спуститься к воде и покататься на каное.
14.00
Послеобеденную прогулку начнем с осмотра церкви Богоматери непорочного зачатия, блистающей в лучах солнца перед площадью Largo de Igreja (в обед она закрыта). Ее необыкновенная готическая архитектура стала визитной карточкой Гоа. Как свидетельствует история, церковь построили в 1541 году специально для европейских моряков. По прибытии на Гоа все они должны были, как сейчас принято говорить, заплатить таможенную пошлину. Благодаря регулярным денежным поступлениям Панаджи из маленькой деревушки вырос в крупный развитой город. Моряки щедро «платили» и богам за то, что они оберегали их во время прохождения кораблей через опасный участок пути у мыса Доброй Надежды. Пожертвований с лихвой хватало на содержание огромной церкви и даже на полную ее перестройку в 1619 году. Пролеты лестниц были добавлены только в 1871 году, когда Панаджи уже был столицей Гоа. Интерьер церкви довольно прост — два позолоченных алтаря в стиле барокко. На том, что слева, — распятый Иисус, правый посвящен Богоматери, рядом с ними стоят мраморные статуи Св. Петра и Св. Павла.
Церковь Богоматери непорочного зачатия открыта: 9.00-13.00, 15.30-18.00 ежедневно, вс — 10.30 — 13.00.
14.15
Щелкнув на память церковь Богоматери, направляйтесь вниз по Emidio Garcia Rd в португальский квартал Сан-Томе. Многие дома в Панаджи сохранили отголоски колониально-португальской эпохи. Например, для них характерны традиционные для Южной Европы прямоугольные окна, а покрашены они в светло-желтый, красный, зеленый или голубой цвет. Когда-то колонизаторы требовали от домовладельцев красить свои жилища в любой цвет, кроме белого — цвета церкви. Чем ближе к белому был оттенок краски дома, тем выше по социальной иерархии стояла семья, которая в нем обитала. Поэтому в элитных кварталах большинство домов выкрашено в нежные пастельные оттенки. Таков и колоритный Сан-Томе. Дойдя до перекрестка, где обычно стоят продавцы фруктов, поверните налево, на узкую улочку 31 Janeiro Rd, ведущую в глубь квартала. На этой улице в старых португальских домах находятся самые дешевые гостиницы города. Минут через 5 пешего хода с правой стороны вы увидите кафе Venite. Оно расположено на втором этаже старинного особняка и украшено миниатюрными балконами и оригинальным декором из ракушек. Начать экскурсию по Панаджи можно и отсюда, если обедать вы решите в этом кафе.
14.30
Посмотрев или отобедав в кафе, вернитесь к перекрестку 31 Janeiro Rd и Emidio Garcia Rd и поверните налево. Через несколько метров вы выйдете к каналу Ourem Creek и перекинутому через него пешеходному мостику. С мостика удобно делать фотографии домов квартала.
14.45
Теперь нужно опять вернуться к перекрестку и повернуть на юг, в квартал Фонтеньяс Дома здесь выглядят еще более живописно, чем в Сан-Томе. Пройдите по улице до ближайшего перекрестка, и вы увидите справа на параллельной улице часовню Св. Себастьяна, построенную в 1818 году. Сюда из Дворца инквизиции перевезли крест с Христом, у которого необычайно широко открыты глаза. Видимо, деяния святой инквизиции шокировали даже его. Крест хранится в правом крыле часовни.
Часовня Св. Себастьяна открыта только рано утром во время мессы.
Адрес: Panaji, St Sebastian Rd.
15.00
Вернитесь на 31 Janeiro Rd и продолжите путь на юг. Всего через пару домов слева вы увидите темно-красное здание отеля Q Panjim Inn, а на развязке дорог его близнеца — Panjim People’s. Эти отели (а также Panjim Pousada — направо по улице) являются частью группы отелей Panjim. Их владельцы — семья Сухиджа. Постепенно они выкупают близлежащие дома, ремонтируют их, наполняют комнаты антиквариатом и открывают херитадж-отели. Если заглянете в один из таких отелей, то увидите, что комнаты его украшает отделка из традиционной португальской плитки с синим орнаментом. Это плитка азулехос. Ее до сих пор производят в местных мастерских, а главный центр продаж азулехос находится тут же, слева по улице, в Q Velha Goa Galeria. Кроме плиток любители сувениров смогут присмотреть в галерее много интересного.
15.30
Подкрепившись кофе и круассанами, возвращаемся к церкви Богоматери непорочного зачатия.
15.45
Далее на нашем пути встретится прекрасный муниципальный парк. Под зеленью его роскошных деревьев любят отдыхать гоанские школьники. Парк окружает множество магазинов, в их числе несколько хороших и недорогих оптик (могут понадобиться, если вы ненароком разобьете свои очки). Обойдите площадь и направьтесь по Jose Falcao Rd к набережной, на север от парка. Будьте осторожны, переходя оживленную MG Rd, автомобили по ней несутся с бешеной скоростью. К сожалению, пока власти города не придумали безопасный способ перехода автодорог в Панаджи, поэтому вам придется подождать, пока машин станет меньше (единственное, что сдерживает их поток, — светофор на перекрестке около автовокзала).
Поверните направо по MG Rd, и через несколько метров вы увидите большой дом — Секретариат, старейшее здание на Гоа. Первоначально это был дворец, который в конце XV века построил мусульманский правитель Гоа Адильшах для летнего отдыха, поэтому португальцы назвали резиденцию Идалькао. С 1759 года, после переноса столицы из Старого Гоа в Панаджи, в отремонтированный дворец переехали португальские вице-короли. С 1961 года в здании размещался парламент штата, но, поскольку бюрократия имеет свойство разрастаться до неимоверных размеров, чиновникам в Секретариате стало тесно, и недавно их переселили в новый комплекс на противоположном берегу Мандови. Секретариат же стоит «сироткой», и пока не ясно, кому он будет принадлежать в дальнейшем.
16.00
На треугольной лужайке перед Секретариатом с западной стороны, откуда вы как раз будете его рассматривать, на невысоком постаменте стоит статуя одного из самых удивительных гоанцев — аббата Фариа. Композиция изображает сеанс гипноза, которым Фариа владел в совершенстве и умело использовал его в своих, не всегда благородных, целях.
Александр Дюма обессмертил аббата Фариа в книге о графе Монте-Кристо. В замке Иф Фариа учит Эдмонда Дантеса, как отомстить за себя врагам. Европейские энциклопедии представляют аббата как португальского монаха, тогда как он был чистопородным гоанцем, родившимся в религиозной семье в Кандолиме, ныне популярном курорте, в 1756 году.
Рано лишившись родителей, Жозе Кастодио де Фариа с успехом закончил семинарию в Риме. Блестящая карьера клирика закончилась в 1787 году, когда он оказался замешанным в восстании гоанских священников, протестовавших против расовой дискриминации.Фариа бежал в Париж, где успел поучаствовать в свержении монархии Бурбонов, вынашивал планы помощи Гоа и познакомился с Францем Месмером, австрийским доктором, который разработал методику лечения больных магнитами.
Многие пациенты во время лечения впадали в гипнотический транс, что Месмер объяснял действием магнитов, но Фариа был не согласен — ему удавалось загипнотизировать клиентов при помощи простого внушения. Возможно, этому способствовала его загадочная, восточная внешность. Карьера гипнотизера закончилась внезапно. Аббат Фариа, уверовавший в свои невероятные способности, заявил, что загипнотизирует канарейку и прикажет ей умереть. Результат был диаметрально противоположным — аббат вошел в транс сам, и казалось, что это канарейка желала его смерти. Фариа пережил публичный позор.
Скончался в 1819 году. После смерти его имя предали забвению, как шарлатана, и если бы не памятник работы Констанцио Фернандеса в центре Панджима, то забыли бы и на Гоа. Диалог Дюма, отца и сына: «Отец: …потрясающая личность… Сын: … шарлатан, самозванец и лгунишка… Отец: Жюли Кларети называла его «честным парнем, простым в доску». Сын: …а священники прокляли его за «антихристианские, дьявольские и аморальные практики». Отец: Мы что, говорим об одном человеке? Сын: Судя по всему, да. Отец: Тогда это доказывает… что аббат Фариа был неординарным человеком». Из пьесы «Аббат Фариа» Асифа Карримббоя.
16.15
Теперь двинемся на запад вдоль набережной Avenida Dom Joao Castro, которую переименовали в честь первого премьер-министра независимого Гоа Даянанда Бандодкара (Dayanand Bandodkar). Вдоль пирсов пришвартованы речные суда-казино и прогулочные яхты, которые ожидают клиентов для вечерних рейсов. Дальше вы увидите ресторан Quarterdeck, принадлежащий Hotel Mandovi. В ресторане неплохо -ставят (здесь так приятно посидеть, наслаждаясь легким бризом и живописным речным пейзажем), а вот внутреннее убранство комнат отеля оставляет желать лучшего. В отель все равно стоит заглянуть ради книжной лавки Bookfair. Если к покупке книг вы не расположены и не настолько голодны, чтобы засиживаться в ресторане, отправимся дальше.
В сотне метров к западу , тут же на набережной, есть еще одна достопримечательность. Это известный с колониальных времен Институт Менезес-Браганса, где расположена Центральная библиотека Гоа. В лобби института вы можете полюбоваться на керамические плитки азулехос, на которых изображены сцены из знаменитой поэмы Луижа Вас Камоэса Lusiades. Напротив входа в институт находится небольшой государственный эмпориум О Goan Handicrafts, где можно разжиться сувенирами.
Goan Handicrafts,
Адрес: Panjim, Malacca Rd
17.30
Экскурсия по послеобеденному Панаджи займет минимум два с половиной часа (больше, если вы застрянете в каком-нибудь магазине). Так что у вас еще будет время погулять по пляжу и поужинать в своем отеле.